Товарный знак, как и любой объект интеллектуальной собственности нуждается в защите. Уберечь фирменное наименование и другие средства персонализации от использования третьими лицами помогает государственная регистрация. Эта процедура проходит в несколько этапов. Она строго регламентирована нормами Гражданского Кодекса. Поэтому, если вы хотите досконально изучить ее тонкости и нюансы, всю необходимую теоретическую базу найдете в статьях 1492-1507 ГК РФ. В этой же статье мы поговорим о практической составляющей, а именно рассмотрим 4 доступных варианта регистрации товарного знака, изучим плюсы и минусы каждого из них, проанализируем имеющиеся решения с точки зрения их удобства, скорости и качества результата.

Способ 1

Подача заявки на бумажном носителе

Если вы по каким-то причинам никак не можете привыкнуть к электронному документообороту, то этот вариант для вас. Однако имейте в виду, что подача бумажных заявок отнимет у вас много времени, а в бизнесе, как известно, скорость и мобильность являются важными качествами.

Плюсы бумажной подачи заявок в Роспатент

Таких нет.

Минусы бумажной подачи заявок

Недостатков у данного варианта достаточно, о чем ярко свидетельствует и статистика Роспатента. Она показывает, что число бумажных заявок на регистрацию товарного знака с каждым годом становится все меньше.

К ключевым минусам данного способа относятся следующие особенности.

  1. Сложность подготовки документов. И хотя перечень необходимых справок, свидетельств и заявлений одинаков для любого метода регистрации, но только при использовании бумажного носителя вам придется углубиться в регламентные требования заполнения всех граф и строк. Облегчить этот процесс вам поможет специальная статья, размещенная на этом сайте. В ней подробно рассматриваются правила заполнения заявки на регистрацию товарного знака.
  2. Протяженность во времени. Будьте готовы потратить на регистрацию не меньше 5 месяцев. Заполненную заявку вам для начала нужно будет направить в Роспатент. Сделать это можно лично, а можно воспользоваться услугами Почты России или курьерской доставки. Какой бы из вариантов вы ни выбрали, приготовьтесь к трате времени и денег. Когда заявка на регистрацию будет подана, вам начнут поступать письменные запросы и уведомления от Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Естественно, что низкая оперативность услуг Почты России, выступающей посредником в вашей переписке с госорганами, не прибавит скорости в решении насущных вопросов. При этом сроки на ответ, Роспатент будет отсчитывать не с момента получения вами письменного обращения, а с момента его отправки, что опять-таки играет не в пользу предпринимателя, желающего зарегистрировать свой товарный знак.
  3. Высокая стоимость. Минимальный размер пошлин, которые придется заплатить для регистрации товарного знака, составляет 33 тыс. рублей (расчет актуален на январь 2021 года). Никаких скидок и поблажек при подаче заявки на бумажном носителе не предусмотрено.

Если перечисленные выше недостатки вас не останавливают, вспомните, что бумажный документооборот наносит серьезный ущерб экологии. Целлюлозные производства загрязняют окружающую среду. Однако в ваших силах помочь сохранить воздух чистым, отказавшись от заявок на бумаге.

Способ 2

Подача заявки через портал Госуслуги

Этот вариант нельзя назвать самым удобным, но он проще личной подачи бумажной заявки в Роспатент. 

Плюсы подачи заявки через сайт Госуслуги

Среди достоинств этого варианта важно отметить его экологичность, ведь расход бумаги минимален, а еще особую экономическую выгоду. При подаче заявки в Роспатент через портал Госуслуг вы получите скидку 30% на пошлину. Данная стимулирующая мера утверждена Правительством РФ еще в 2017 году. Кроме скидки в 30%, нужно вспомнить и об экономии на курьерских услугах и транспортных расходах, которые были бы неизбежны, если бы вы остановили свой выбор на личной подаче бумажного заявления. 

Минусы подачи заявки через сайт Госуслуги

И хотя у данного метода есть существенные плюсы, недостатков тоже хватает. Сам портал Госуслуг не отличается понятной и простой структурой, разобраться в нем порой бывает непросто. А еще, если вы решите подать через него заявку на регистрацию товарного знака, будьте готовы к неизбежному столкновению со следующими неудобствами. 

  1. Подключение нового личного кабинета. Подавать заявку на регистрацию товарного знака можно только от юридического лица или ИП. Поэтому аккаунт физического лица не подходит для обращения в Роспатент. 
  2. Требования к файлам. У портала есть ряд своих норм и стандартов, которым должны удовлетворять загружаемые документы. Не забудьте внимательно изучить эти требования, прежде чем, начать работу с нужными бумагами.
  3. Наличие установленного и настроенного программного обеспечения. Сюда же стоит отнести и электронную цифровую подпись, которую нужно будет заранее получить.

Ввиду описанных недостатков для многих предпринимателей подача заявки на регистрацию товарного знака через Госуслуги получается почти столь же обременительным занятием, как и личное посещение Роспатента. 

Способ 3

Подача заявки через АРМ Регистратор

АРМ Регистратор ― это специальный программный модуль ФИПС, предназначенный для автоматизации подготовки и подачи документов на проведение экспертизы и государственной регистрации товарных знаков. Если портал Госуслуг предлагает широкий перечень возможностей взаимодействия с разными структурами, то данное технологическое решение специализируется только на работе с Роспатентом. Это во многом обеспечивает удобство. 

Плюсы подачи заявки через АРМ Регистратор

Здесь, как и в случае с Госуслугами, предприниматель или юридическое лицо может рассчитывать на скидку в 30%. Кроме этого, есть ряд своих преимуществ. 

  1. Надежность. Все общение с ФИПС происходит в электронном виде, а значит, ни один документ не может быть потерян каким-либо нерадивым работником. 
  2. Оперативность. Портал доступен для подачи заявок на регистрацию 24/7, поэтому вы можете не подстраиваться под график работы ведомства и его расписание обеденных перерывов.

АРМ Регистратор серьезно упрощает процесс подготовки и подачи документов, что сделало его популярным среди тех, кто занимается регистрацией товарных знаков на профессиональном уровне. 

Минусы подачи заявки через АРМ Регистратор

При всем удобстве данного способа назвать его безупречным тоже нельзя. Недостатки решения очень схожи с теми, о которых мы уже говорили в разделе, посвященном порталу Госуслуги. 

  1. Необходимость настройки рабочего места. 
  2. Затраты на покупку программного обеспечения и ЭЦП. 

Эти минусы нивелируются, если вы планируете часто пользоваться сервисом. Настраивать кабинет и покупать нужное ПО придется лишь один раз, зато потом вы получите возможность легально подавать десятки онлайн-заявок на регистрацию разных товарных знаков. 

Способ 4

Подача заявки через патентного поверенного

Взвесив все «за» и «против», предприниматели и собственники бизнеса часто останавливают свой выбор именно на этом варианте. И практика показывает, что такое решение вполне оправданно, а для нерезидентов РФ это и вовсе становится единственным способом регистрации товарного знака.

Плюсы подачи заявки через патентного поверенного

Обращаясь за помощью к специалисту, вы получите все преимущества АРМ Регистратора, ведь эксперт будет пользоваться именно им, а вместе с этим у вас появится и ряд других уникальных преимуществ. 

  1. Комплексная поддержка. Если есть сомнения в том, как и какие бумаги нужно подготовить, патентный поверенный даст подробную консультацию по всем возникшим вопросам. 
  2. Экономия времени. Эксперт сам подаст документы в Роспатент, а вам не придется тратить часы на настройку рабочего места и обучение взаимодействию с интерфейсом АРМ Регистратора.
  3. Финансовая выгода. Здесь размер пошлин так же, как и при любом другом способе электронной регистрации, будет снижен на 30%. Кроме этого, вам не придется платить за программное обеспечение и получение ЭЦП. 
  4. Гарантия регистрации. Оплата стоимости услуг осуществляется по «честной» постоплате. Что это означает? Все просто! Свой гонарар патентный поверенный получит лишь после того, как товарный знак будет зарегистрирован. 

Патентный поверенный облегчит процедуру регистрации товарного знака, сохранив ваше время для решения более важных и интересных бизнес-задач. Именно в этом и заключается главное преимущество сотрудничества с экспертом данного профиля. 

Минусы подачи заявки через патентного поверенного

Их, по сути, нет. Единственным недостатком является необходимость оплаты гонорара специалиста. Однако по сравнению с той выгодой, которую он дает, этот минус теряет всякое значение, да и экономия на ЭЦП и покупке лицензионного ПО делает расходы на оплату услуг патентного поверенного незаметными.

Выводы

Какой способ регистрации товарного знака выбрать

Как видим, каждый из доступных вариантов имеет свои особенности. Их нужно учитывать при выборе оптимального для себя решения. В целом, можно сказать, что от заявок на бумажном носителе давно пора полностью отказаться, а вот чтобы определить оптимальный способ для электронной подачи, нужно учитывать следующее:

  • портал Госуслуги целесообразно использовать, если вы не планируете часто заниматься регистрацией товарных знаков, а ваши 3 рабочих дня, которые Вы будете вынуждены потратить на то, что бы разобраться с настройкой рабочего места, стоят очень дешево;
  • АРМ Регистратор выгоден профессионалам и затраты на подключение к сервису окупятся лишь в случае, если вы планируете подавать большое количество заявко, например более 10 в год.

Если ваша ситуация не подходит ни под одну из описанных выше, лучшим решением станет обращение к патентному поверенному. Однако и тут есть своя тонкость ― нужно выбрать грамотного специалиста, которому можно доверять. Без лишней скромносит нужно отметить, что таким является патентный поверенный Громов Алексей. Многолетний опыт работы, безупречная репутация в профессиональной среде и множество успешных кейсов по работе с представителями разных рыночных ниш ярко подтверждают высокий уровень экспертности, что и является одним из ключевых критериев выбора.